Музей Мирового океана и Общество любителей земли Кентшинской (Польша) приглашают с 27 мая познакомится с историей одного из интереснейших гидросооружений — Мазурского канала. В начале ХХ века немцы начали его строительство и планировали, что канал соединит в Восточной Пруссии побережье Балтийского моря (в первую очередь город Кёнигсберг) и Большие Мазурские озера. Основное предназначение канала по проекту — транспортировка грузов. Десять шлюзов канала были рассчитаны для прохождения судов типа «Finow» грузоподъемностью 250 тонн, имеющих длину 40, 20 метра, ширину 4, 60 метра, осадку 1, 40 метра. Увы, строительство так и не было закончено, а после второй Мировой войны, то, что успели построить, разделила граница между СССР и Польшей.
Северная часть, длиной 29, 97 км стала собственностью нашей страны и сейчас находится полностью на территории Правдинского района. Южная же часть, длиной 20, 43 км расположена на территории двух повятов Варминьско-Мазурского воеводства Республики Польши: Венгожевского и Кентшинского.
Отношение к использованию туристических возможностей территории, прилегающей к Мазурскому каналу по двум сторонам границы диаметрально противоположное. Польские муниципалитеты в последние годы проводят большую работу, чтобы превратить свою часть Мазурского канала, даже в его сегодняшнем незавершенном виде, в привлекательный объект активного экологического туризма.
Об истории развития канала, о его туристических возможностях и расскажут фотографии, предоставленные польскими друзьями. Надеемся, что и наша сторона заинтересуется Мазурским каналом, а выставка поможет нам лучше узнать этот уникальный водный объект и создать свой план его развития.
Впрочем, достройка Мазурского канала под тот тип судов, которые будут его использовать, возможна только после достижения соответствующих межгосударственных соглашений и проведения определенных исследований и необходимых расчетов.