Описание
Описание В экспозиции представят коллекцию живописи гохуа китайского художника Цзян Шилуня и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Калининградского областного историко-художественного музея. Более 80 экспонатов выставки поведают о богатейшем культурном наследии одной из самых древних цивилизаций мира. Посетители музея получат уникальную возможность увидеть работы кисти знаменитого мастера гохуа Цзян Шилуня. Гохуа — традиционная китайская живопись тушью, минеральными и растительными красками на бумаге или шёлке. Это сложнейшая техника, которая не терпит ошибок и исправлений. Её специфика такова, что любое неверное движение кисти невозможно изменить или заретушировать. Существует два основных стиля гохуа: гунби («тщательная кисть») и сеи («живопись идеи»). Технике гунби присуща тщательность и точность в написании деталей, чёткая прорисовка элементов картины. Техника сеи, напротив, отличается свободной манерой живописи, передаёт эмоции, душевные настроения. Поэтизация природы, граничащая с обожествлением, стала главной темой в творчестве мастера. Пейзаж в китайской живописи никогда не был точным воспроизведением окружающего мира. В нём синтезировались и обобщались вековые наблюдения самых важных и характерных черт китайского ландшафта. В философском значении — это отражение единства и взаимопроникновения противоположностей. Например, горы здесь олицетворяют светлые, активные, мужественные силы природы — «ян», а вода связана с темным, мягким, пассивным женским началом — «инь». Водопад же является символом встречи Неба и Земли. Иероглиф — «говорящий орнамент» — вводится живописцем в картину в виде стихотворной надписи, дополняя её смысл, обогащая её декоративный строй. Стоит отметить, что в Китае особенно ощущается синкретичность искусства, близость живописи, каллиграфии, поэзии, философии… И в работах гохуа нераздельно слиты воедино все эти составляющие. Традиционное китайское декоративно-прикладное искусство представлено на выставке изделиями из фарфора и вырезкой из бумаги. Во всем мире «белое золото Китая» считается вершиной керамического ремесла. Не зря в английском языке слово «China» имеет два значения — фарфор и… название страны. Художественная вырезка из бумаги является одним из наиболее популярных видов народного искусства Китая. Особенно широкое распространение этот промысел получил в сельских провинциях. В каждом районе вырезки приобретают свой характерный узнаваемый стиль. Представленная в экспозиции серия вэйсянских вырезок из бумаги «Лянпу» демонстрирует образцы грима для различных китайских пьес. Данные миниатюрные вырезки выполнены из тонкой бумаги, расцвеченной акварелью и гуашью. Также на выставке можно увидеть работы мастеров школы Чжэцзян с использованием духовных и религиозных мотивов. Они отличаются элегантностью, тонкостью и изяществом исполнения. Следуя древним обычаям, художники создают свои вырезки из красной бумаги. Красный цвет в китайской культуре соответствует стихии огня, символизирует течение жизни, отпугивает злых духов и приносит удачу в дом, гармонизирует общую атмосферу. В программе открытия выставки: выступление Мастерской театра танца «Инклюзы», демонстрация фильмов о живописи гохуа. Справка Цзян Шилунь — классик традиционной китайской живописи гохуа, знаток классической поэзии. Родился в 1927 году в семье известного каллиграфа. Окончил гимназию с художественным уклоном, получил филологическое образование в Государственном Университете Северо-Востока (Китай). В 1955 году Цзян Шилунь приехал в Ленинград. Преподавал китайскую литературу в РГПУ им. А. И. Герцена. В 1976 году стал членом Союза художников СССР, а в 1986 году — почётным членом Союза художников Китая. Сегодня Шилунь живет в Санкт-Петербурге, где находится его мастерская, пишет картины и проводит мастер-классы.