70 лет назад в феврале 1946 года на судне «Экватор» был поднят Государственный флаг Советского Союза. С этого момента немецкий «Марс» стал советским «Экватором».
Но в историю он вошёл под именем «Витязь». К этому знаменательному событию Музей Мирового океана подготовили кинопоказ фильма, рассказывающего о судьбе легендарного корабля и людях, создавших на его борту отечественную школу океанографии. С 20 февраля и до конца месяца уникальные кадры кинохроники можно будет увидеть на телеэкранах в холле Главного корпуса и экспозиции «Глубина».
[vit]
Также 20 февраля в 12.00 приглашаем на концертную программу посвящённую Дню защитника Отечества и памятной дате НИС «Витязь». Хотелось бы отметить, что судьбы великих кораблей порой бывают не менее захватывающими, чем судьбы выдающихся людей. Когда в 1939 году со стапелей верфи в Бремерхафене сошло очередное грузопассажирское судно, вряд ли кто-нибудь мог предположить, что в юности оно спасет десятки тысяч людей, в зрелости навсегда войдёт в историю изучения Мирового океана, где его имя будет стоять рядом с легендарными «Челленджером» и «Метеором», а на склоне лет обретёт вторую жизнь, став памятником вечного стремления человека к познанию тайн природы.
Построенный по заказу судоходной компании «Нептун», теплоход 1 апреля 1939 года получил название «Марс». Он предназначался для перевозки в Германию фруктов из южных стран. Во время Второй мировой войны на судне размещался военный госпиталь, а в конце войны оно вывозило беженцев из Восточной Пруссии. После окончания войны «Марс» был передан по репарации Великобритании и получил новое имя «Вперёд, Империя». После раздела немецкого торгового флота между СССР, США и Великобританией в английские порты прибыла комиссия советских экспертов. Несмотря на чинимые англичанами препятствия, в феврале 1946 года в порту Ливерпуль состоялась передача судна, получившего уже третье за семь лет существования имя «Экватор». На него была доставлена новая команда и первый советский капитан судна В.Ф. Благирев поднял Государственный флаг Советского Союза.
А потом было переоборудование судна под научно-исследовательское с новым именем «Витязь». С 1949 по 1979 годы под вымпелом АН СССР было организовано в Тихом, Индийском и Атлантическом океане 65 экспедиционных рейсов, в которых пройдено свыше 770 тысяч миль и выполнено 7943 станции. В результате научных работ установлено 26 новых таксонов ранга семейства, отряда и более высоких категорий. Имя «Витязя» закреплено в названии одного рода и девяти видов рыб. По всей ширине Индийского океана открыто экваториальное подповерхностное противотечение, названное впоследствии течением Тареева. В Тихом и Индийском океанах открыты срединно-океанические хребты, подводные горы, рифтовые зоны, глубочайшие впадины; определена максимальная глубина Мирового океана в Марианской впадине (11 022 м); обнаружены 42 новых географических объекта, 5 из которых названы в честь «Витязя».
Во время заходов в иностранные порты судно было открыто для всех желающих больше узнать о нашей стране, работе советских океанологов. В дни открытых дверей на борт поднимались тысячи жителей Сан-Франциско и Марселя, Токио и Мадраса, Веллингтона и островов Полинезии. Честью побывать на знаменитом судне считали руководители государств и правительств, генерал-губернаторы и послы, знаменитые путешественники и исследователи, известные деятели культуры.
А потом были годы забвения, борьба за сохранение легендарного судна, его спасение и уже счастливая жизнь как объекта морского культурного наследия. Сотни тысяч посетителей бывают на «Витязе» ежегодно, отдавая дань «Золотой эпохе советской океанологии», флагманом которой было это легендарное судно.
Но всё это будет потом, а тогда, 70 лет назад, в английском Ливерпуле, был поднят Государственный флаг СССР, как крохотная компенсация за все те беды и разрушения, которые нанёс фашизм нашему народу. С тех пор уже 70 лет «Витязь» верой и правдой служит своей Великой морской державе и мы должны сохранить его для наших потомков, в том числе и как ЭХО ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ!